Сочинение на тему "Природа в лирике Пушкина"

Роль пейзажа в лирике А. С. Пушкина

Пейзаж — это один из содержательных и композиционных элементов литературного произведения. Он может создавать эмоциональный фон произведения или выступать как одно из условий, определяющих жизнь и быт человека. Пейзаж подчеркивает душевное состояние героя, оттеняет ту или иную особенность его характера с помощью гармоничных или контрастных картин природы. В некоторых лирических произведениях пейзаж составляет их основное содержание, но все-таки главным в поэтическом тексте будут чувства и мысли автора.
Пейзажная лирика занимает важное место в поэтическом мире Пушкина. Он был первым русским поэтом, который не только сам познал и полюбил чудесный мир природы, но и открыл его прелести читателям.

Интересным представляется произведение «Деревня», написанное Пушкиным после окончания Лицея. Поэт показывает картины тихой сельской природы:

Здесь двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крылаты...

В этом стихотворении поэт использует прием антитезы, где умиротворенный пейзаж противопоставлен описанию тяжелой жизни крепостных крестьян:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде Невежества убийственный Позор.


К романтическим произведениям А. С. Пушкина, содержащим картины природы, относятся стихотворения «Редеет облаков летучая гряда...», «Погасло дневное светило...», «К морю».

В стихотворении «Погасло дневное светило...» поэт вспоминает о своей «туманной родине», стране, «где пламенем страстей впервые чувства загорались», «где рано в бурях отцвела... потерянная младость». Волнение стихии, ее ропот соответствуют душевному состоянию поэта. Используя художественные средства языка, поэту удается передать грустное, элегическое состояние души лирического героя: «легкокрылая радость», «родились слезы», «мне изменила радость».

Стихия моря олицетворяла для Пушкина свободу. В стихотворении «К морю» поэт использует прием контраста: свободной стихии противостоит цивилизованный мир. Поэт, прощаясь со свободной стихией, словно дает клятву, что не забудет «торжественной красы» моря, его «гул в вечерние часы», «и блеск, и тень, и говор волн», тем самым подчеркивая свою приверженность идеалам «вольности святой».

Во многих произведениях Пушкина звучат строки об осени, его любимом времени года. Так, в стихотворении «Осень» каждая строчка,
каждый стих, создающий образ осени, наполнены удивительной любовью и восхищением. Проникновенное обращение поэта к осени дает правдивое представление об этом времени года:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...


Пушкин изображает конкретные картины природы, влекущие поэта «красою тихою, блистающей смиренно».
Но не только «багрец и золото» осени пленяют поэта, его влекут и снега суровой зимы. Стихотворение «Зимний вечер» — это разговор Пушкина с няней. Оно начинается описанием зимней бури, которая сравнивается то со зверем, то с плачем ребенка. Состояние обеспокоенности и в то же время искренности, доверительности точно отражает настроение поэта.

В стихотворении «Зимняя дорога» звучит тихая грусть, дорожное одиночество путника, затерявшегося в снежных просторах. Это состояние лирического героя подчеркнуто описанием окружающего пейзажа:

Сквозь волнистые туманы Пробирается луна,
На печальные поляны Льет печально свет она...
Ни огня, ни черной хаты...
Глушь и снег...


Глубоким философским смыслом наполнено стихотворение «Вновь я посетил...». Его первые строки посвящены размышлениям о человеке и окружающем мире, переменах, происходящих в судьбах людей. Поэт вспоминает «опальный домик», где он жил с няней, «холм лесистый», озеро. Грустная интонация стихотворения подчеркнута контрастом между прекрасной природой и убогостью жизни людей. Но вот поэт обращает внимание на три сосны:

Стоят одна поодаль, две другие Друг к дружке близко...

Теперь рядом с ними выросла молодая сосновая роща. «Младая роща» — символ будущих поколений, к которым поэт обращается со словами: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» Поэт обращается к потомкам с надеждой, с верой в их лучшее предназначение. Пушкин завещает им те благородные стремления, высокие идеалы, служению которым была посвящена жизнь лучших, светлых умов его поколения. В этом заключается высокая миссия поэта — стремление к гармонии. Поэт желал гармонию стиха внести в жизнь. Об этом сказал Александр Блок, определяя значение творчества и личности Пушкина: «...принятые в душу и приведенные в гармонию звуки надлежит внести в мир».

Для русской литературы традиционна передача мыслей, переживаний героя с помощью изображения прекрасных картин природы. Такой прием в своем творчестве использовали вслед за А. С. Пушкиным многие известные поэты и писатели, такие как А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, Б. Л. Пастернак.

Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Комментариев 0